Министерство финансов
Тверской области
Финансовые органы муниципальных образований
Дополнительная информация
Полезные ссылки
Поиск на сайте
Карта сайта
Форум
Посетителей: 1042652

   Главная arrow Бюджетная реформа arrow Реформирование финансов arrow Концепция реформы
 
Концепция реформы Печать
Оглавление
Концепция реформы
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Финансовое обеспечение
Управление

2. Цели и задачи реформирования

2.1. Основные цели и задачи настоящей Концепции

Целями реформы, предусмотренной настоящей Концепцией, является создание в среднесрочной перспективе правовых, административных, финансовых условий для устойчивого развития Тверской области, обеспечения эффективного функционирования государственного сектора экономики и повышения удовлетворенности населения деятельностью данного сектора на основе:

  • оптимизации структуры государственного сектора;
  • расширения полномочий и ответственности исполнительных органов государственной власти Тверской области, в том числе при управлении финансовыми ресурсами, для наилучшего достижения заявленных показателей деятельности;
  • внедрения процедур оценки качества государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Тверской области;
  • внедрения системы регулярного мониторинга достижения установленных показателей;
  • повышения заинтересованности государственных гражданских служащих в оптимизации результатов своей деятельности;
  • создания долгосрочных финансовых ориентиров для повышения в Тверской области предпринимательской активности.

В рамках реализации настоящей Концепции планируется идеологическое объединение и комплексное осуществление всех проводимых в Тверской области реформ в административном и финансовом секторах, обеспечение их взаимной сбалансированности и благодаря этому – достижение мультипликативных эффектов от предпринимаемых усилий по реформированию.

Альтернативный подход - обособленная реализация каждой из реформ либо точечные работы по улучшению вопросов организации бюджетного финансирования в отдельных отраслях - не даст аналогичного эффекта, поскольку несет в себе риск временной и функциональной несогласованности хода обособленных преобразований, недостаточной продуманности сроков и содержания работ, снижения уровня готовности исполнительных органов государственной власти Тверской области и конкретных государственных гражданских служащих, а также муниципальных служащих к разрозненному внедрению новых элементов и постоянной корректировке подходов на этапе практической реализации.

Достижение поставленных целей будет осуществляться путем решения следующих задач:

  • повышение качества и эффективности оказания государственных услуг;
  • совершенствование методов программно-целевого планирования в бюджетном процессе;
  • создание стимулов для эффективной работы органов местного самоуправления;
  • повышение эффективности управления имуществом и реструктуризация государственного сектора;
  • оптимизация управления государственным долгом;
  • создание условий для роста налоговых поступлений в региональный бюджет;
  • обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и учреждений Тверской области.

2.2. Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг

В Тверской области в 2007 году в рамках реализации административной реформы проводились работы по формированию перечней государственных услуг, оказываемых органами государственной власти Тверской области, методологической проработке подходов к составлению регламентов и стандартов предоставления данных услуг в целях повышения их качества, обеспечения прозрачности процедур их предоставления, повышения удовлетворенности потребителей данных услуг.

В результате данных работ постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2007 № 64-па «О реестре государственных услуг Тверской области» было утверждено Положение о реестре государственных услуг, постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2007 № 66-па «Об утверждении порядка разработки и утверждения стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» был утвержден Порядок разработки и утверждения стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. В развитие данных постановлений был утвержден график стандартизации и регламентации государственных услуг Тверской области, кроме того, постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2007 № 65-па «Об утверждении стандартов государственных услуг» были утверждены семь стандартов и семь административных регламентов государственных услуг в социальной сфере.

В 2008-2009 годах планируется продолжить работы по стандартизации и регламентации услуг, предоставляемых органами государственной власти Тверской области, благодаря чему – обеспечить прозрачность деятельности органов государственной власти и их взаимодействия с населением и организациями.

Для упрощения организации взаимодействия с потребителями государственных услуг, оптимизации потоков информации, ускорения рассмотрения представленных юридическими и физическими лицами документов в Тверской области будет проводиться работа по созданию многофункциональных центров предоставления государственных услуг Тверской области.

Работы, аналогичные проведенным в отношении услуг, предоставляемых органами государственной власти, планируется также осуществить применительно к государственным услугам, оказываемым областными учреждениями. В частности, планируется сформировать перечни услуг, оказываемых государственными учреждениями Тверской области, разработать методологию оценки потребности в их предоставлении, утвердить стандарты предоставления данных услуг. При проведении вышеперечисленных работ будет обеспечена их комплексность и непротиворечивость ранее предпринятым шагам в части услуг государственных органов.

На основе рассмотренных мер в Тверской области необходимо осуществить переход от оплаты содержания государственных учреждений к приобретению государственных услуг, для чего необходимо внедрить в бюджетный процесс процедуры, связанные с составлением и утверждением государственных заданий и последующей проверкой их выполнения государственными учреждениями Тверской области. Введение в бюджетный процесс государственного задания позволит обеспечить при составлении проекта бюджета учет потребности в предоставлении государственных услуг, а также планирование объемов бюджетного финансирования с учетом ожидаемого качества предоставления данных услуг. Организация систематического сбора отчетности о выполнении государственного задания создаст информационную основу для регулярной оценки качества предоставляемых государственных услуг, соблюдения установленных стандартов государственных услуг. В свою очередь это сформирует предпосылки для своевременного принятия мер по устранению нарушения стандартов, а в перспективе - необходимую эмпирическую базу для пересмотра стандартов государственных услуг в сторону ужесточения их требований в интересах потребителей услуг.

В рамках полномочий, предоставленных финансовым органам Бюджетным кодексом Российской Федерации, механизм государственного задания в пилотном режиме будет использоваться в Тверской области начиная с 2008 года.

В целях обеспечения обоснованности планирования объемов бюджетных расходов на оказание государственных услуг на основе утвержденных стандартов государственных услуг планируется разработка и утверждение нормативов финансирования государственных услуг. Это позволит упростить и сделать более прозрачными механизмы планирования бюджетных ассигнований, отражаемых в реестре расходных обязательств Тверской области и включаемых в областной бюджет Тверской области, обеспечить обоснованную балансировку параметров государственного задания с объемами бюджетного финансирования, предусматриваемыми для каждого государственного учреждения.

Учитывая существенные объемы информации, которая потребует обработки в рамках применения в бюджетном процессе государственного задания, стандартов качества и нормативов финансирования государственных услуг, соответствующие процедуры планируется автоматизировать.

Отказ от проведения предусмотренных в настоящем разделе работ создаст непреодолимые препятствия для переноса принципов бюджетирования, ориентированного на результат, на микроуровень; не позволит в ближайшие годы существенным образом повысить качество государственных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета. Отказ от формализации подходов к оценке качества услуг и потребности в них создаст условия для сохранения таких неблагоприятных явлений, как неудовлетворенность потребителей государственных услуг их качеством и доступностью, неполная ясность механизмов получения данных услуг и их финансирования.

Основные риски, связанные с внедрением прозрачных процедур оценки потребности в предоставлении государственных услуг, а также с внедрением стандартов качества предоставления услуг, заключаются в возможном выявлении недостаточности средств областного бюджета на покрытие всех потребностей в услугах, предоставляемых с требуемым уровнем качества. В целях предупреждения подобных сложностей работы по установлению стандартов качества государственных услуг должны проводиться таким образом, чтобы требования к качеству услуг могли быть профинансированы за счет средств областного бюджета. Планируется не допускать возникновения новых «нефинансируемых мандатов», связанных с предоставлением государственных услуг.

Кроме того, одним из серьезных рисков является существенное увеличение объемов работы исполнительных органов государственной власти Тверской области и находящихся в их ведении государственных учреждений в первые годы практического применения в бюджетном процессе государственного задания. Во избежание замедления бюджетного процесса в связи с необходимостью проработки государственных заданий планируется вводить данный инструмент в практику поэтапно, предварять его введение утверждением стандартов государственных услуг и обучением специалистов органов государственной власти и государственных учреждений Тверской области.


2.3. Совершенствование методов программно-целевого планирования в бюджетном процессе

В 2006-2007 годах в Тверской области была разработана и применена на практике технология составления бюджетных целевых программ исполнительных органов государственной власти Тверской области и обоснований бюджетных ассигнований. Также были начаты работы по составлению докладов о результатах и основных направлениях деятельности.

Деятельность каждого исполнительного органа государственной власти Тверской области структурирована по целям, задачам и мероприятиям, для которых установлены показатели реализации на среднесрочную перспективу. В 2007 году в Тверской области отрабатывались процедуры формирования регулярной отчетности о выполнении бюджетных целевых программ.

Однако данные работы нельзя признать полностью завершенными. Требует дальнейшего совершенствования разработанная органами исполнительной власти Тверской области система целей, задач, мероприятий и показателей их выполнения. Необходимо продолжать отработку составления и реализации бюджетных целевых программ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности во взаимосвязи с составлением и исполнением проекта областного бюджета.

Необходимость систематического представления на федеральный уровень плановых и фактических показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации требует соответствующей адаптации процедур составления бюджетных целевых программ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности.

Структурирование деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области по целям, задачам и мероприятиям является управленческой классификацией их деятельности, которая не в полной мере может быть сопоставлена с бюджетной классификацией расходов бюджета Тверской области. Данная тема также нуждается в дополнительной проработке.

В 2007 году на федеральном уровне в рамках реализации реформы бюджетного процесса были внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые повлекли изменение правового поля, в соответствии с которым в Тверской области велись работы по внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат.

С учетом изложенного в период реализации настоящей Концепции проводимые в области работы по данному направлению можно разделить на два основных блока:

  • продолжение практического внедрения методов программно-целевого планирования с учетом выявленных на начальных стадиях их применения особенностей;
  • совершенствование принципов и подходов к бюджетированию, ориентированному на результат, с учетом изменения федерального законодательства.

В частности, в ходе реализации настоящей Концепции планируется продолжение отработки практического применения в бюджетном процессе бюджетных (ведомственных) целевых программ и обоснований бюджетных ассигнований, совершенствование практики составления докладов о результатах и основных направлениях деятельности. В связи с необходимостью ежегодного представления показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» планируется наладить данную работу во временной и содержательной взаимосвязи с подготовкой докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области.

Несмотря на утверждение целевых показателей деятельности и планов мер по их достижению администраторы бюджетных целевых программ ограничены в возможностях влияния на достижение запланированных результатов деятельности в связи с недостаточным уровнем свободы в управлении закрепленными за ними бюджетными ресурсами. Новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации создает правовые предпосылки для расширения полномочий главных распорядителей бюджетных средств при управлении бюджетными ассигнованиями. В рамках программы реформирования планируется усовершенствовать правовое регулирование процедур исполнения областного бюджета с тем, чтобы создать для лучших главных распорядителей бюджетных средств возможности по дальнейшему улучшению результатов деятельности в рамках получения дополнительных полномочий по управлению закрепленным за ними бюджетными ресурсами. Одновременно планируется наладить систематический учет и анализ кредиторской задолженности бюджетных учреждений и внедрить механизмы, препятствующие возникновению просроченной кредиторской задолженности впредь.

В целях обеспечения системы внутреннего контроля за достижением заявленных планов и показателей деятельности планируется внедрить в исполнительных органах государственной власти Тверской области процедуры внутреннего аудита.

В отсутствие утвержденной стратегии развития Тверской области на долгосрочную перспективу проблематичным являлось составление сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности области. В рамках реализации настоящей Концепции в случае утверждения стратегии развития Тверской области предполагается начать регулярно проводить сопоставление целей и задач деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области со стратегическими целями развития региона путем составления сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Тверской области.

В целях создания финансовых ориентиров в организации деятельности главных распорядителей средств областного бюджета на среднесрочную перспективу в рамках настоящей Концепции в Тверской области будут завершены работы по переходу на составление трехлетнего бюджета.

Новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации вводит требование о формировании долгосрочных целевых программ. В ходе реализации Концепции планируется принять меры по подготовке необходимой правовой базы для начала составления, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ, провести аналитическую работу по анализу существующих региональных целевых программ и обеспечить возможности для утверждения долгосрочных целевых программ. Одновременно планируется воспользоваться предусмотренной новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации возможностью заключения долгосрочных договоров, для чего планируется принять в Тверской области необходимые нормативные правовые акты процедурного характера.

В ходе реализации Концепции планируется оптимизировать и начать применять на практике методологию распределения бюджетных ресурсов в части бюджета принимаемых обязательств с учетом результатов деятельности администраторов бюджетных целевых программ. Кроме того, будут более четко прописаны процедуры планирования объема бюджетов действующих и принимаемых обязательств. В рамках данных процедур планируется учесть результаты работы по стандартизации государственных услуг и внедрению нормативов финансирования данных услуг.

Особые процедуры распределения бюджета принимаемых обязательств планируется установить применительно к отбору новых инвестиционных проектов, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета Тверской области. При этом в целях обеспечения реализации за счет бюджетных средств исключительно значимых для области инвестиционных проектов планируется создать правовые основы для принятия решений о прекращении инвестиционных проектов, актуальность которых незначительна.

Отказ от продолжения и углубления начатых реформ по внедрению принципов программно-целевого бюджетирования не позволит воспользоваться наработками, приобретенными Тверской областью за весь период реформирования бюджетного процесса с 2004 года, и обеспечить повышение результативности и эффективности использования бюджетных средств. Использование прежних механизмов планирования бюджетных расходов и организации деятельности главных распорядителей бюджетных средств не может являться достойной альтернативой продолжению внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результат.

Кроме того, приостановление работ по реформированию со временем может повлечь нарушение нормативными правовыми актами Тверской области требований бюджетного законодательства Российской Федерации.

Основными рисками реализации рассматриваемого направления являются: 

  • недостаточный уровень готовности специалистов исполнительных органов государственной власти Тверской области к практическому применению большого массива новых технологий финансового планирования и исполнения бюджета в соответствии с механизмами бюджетирования, ориентированного на результат;
  • существенные временные затраты, которые требуются со стороны органов государственной власти Тверской области на первоначальных этапах внедрения новых подходов, создают опасность замедления бюджетного процесса (в первую очередь, на стадии составления проекта бюджета) либо, напротив, сохранения его высоких темпов при поверхностном, формальном применении новых принципов и подходов.

В целях предупреждения подобных неблагоприятных ситуаций планируется:

  • по возможности ориентироваться на пилотные внедрения сложных технологий составления и исполнения областного бюджета; 
  • обеспечивать своевременную автоматизацию всех процедур, связанных с применением новых инструментов программно-целевого бюджетирования и среднесрочного финансового планирования;
  • систематически проводить обучение специалистов исполнительных органов государственной власти Тверской области применению новых методик и использованию новых программных продуктов.

2.4. Создание стимулов для эффективной работы органов местного самоуправления

Существующая система распределения межбюджетных трансфертов из областного бюджета Тверской области во многом ориентирована на сокращение текущих проблем с финансовой обеспеченностью местных бюджетов. Достаточно четкие ориентиры для деятельности муниципальных образований были созданы в рамках распределения субсидий из регионального фонда реформирования муниципальных финансов, во многом направленного на создание стимулов для повышения эффективности местных бюджетов, роста доходной базы на муниципальном уровне, а также регионального фонда муниципального развития, нацеленного на стимулирование развития муниципальной инфраструктуры в приоритетных для Тверской области направлениях.

Кроме того, в рамках выполнения требований Минфина России в Тверской области проводилась работа по мониторингу местных бюджетов.

Иных процедур, позволяющих устанавливать и отслеживать показатели деятельности муниципальных образований и в рамках существующего правового поля содействовать улучшению состояния данных показателей, в Тверской области до настоящего времени не использовалось.

В ходе реализации настоящей Концепции планируется сориентировать систему взаимодействия с муниципальными образованиями в целом и систему распределения межбюджетных трансфертов в частности на стимулирование органов местного самоуправления к повышению их активности в развитии налоговой базы, а также к улучшению состояния дел в приоритетных для развития региона сферах.

В этих целях планируется оптимизировать методологию распределения субсидий из фонда софинансирования расходов и обеспечить организацию сбора показателей о деятельности местных администраций. Сбор и анализ показателей в разрезе муниципальных образований Тверской области будут использоваться в целях:

  • отслеживания состояния на муниципальном уровне показателей, характеризующих уровень их социально-экономического развития, а также состояние дел в сферах, приоритетных с точки зрения развития Тверской области в целом;
  • мониторинга качества управления муниципальными финансами;
  • повышения обоснованности распределения субсидий из регионального фонда муниципального развития.

Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» ввел требования о представлении субъектами Российской Федерации информации о показателях, на состояние которых во многом оказывают влияние органы местного самоуправления. Подобное влияние также будет приниматься во внимание при разработке системы показателей мониторинга деятельности муниципальных образований.

Особое внимание при распределении межбюджетных трансфертов и организации системы мониторинга деятельности муниципальных образований планируется уделять вопросам стимулирования реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности:

  • привлечения к деятельности в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и управления многоквартирными жилыми домами негосударственных коммерческих организаций; 
  • активизации создания товариществ собственников жилья; 
  • принятия мер по сокращению дотирования из бюджетов организаций жилищно-коммунального комплекса;
  • организации капитального ремонта многоквартирных жилых домов и переселения граждан из аварийного жилого фонда.

Отказ от введения системы мониторинга деятельности муниципальных образований и повышения стимулирующей роли межбюджетных трансфертов лишит Тверскую область действенного рычага правового воздействия на органы местного самоуправления в целях улучшения общеобластных параметров деятельности. Обособленное внедрение мониторинга деятельности муниципальных образований либо доработанной методологии распределения межбюджетных трансфертов не позволит создать позитивного кумулятивного эффекта, комплексно улучшающего состояние дел в соответствующей сфере в сжатые сроки.

Основные риски реализации данного направления связаны с неготовностью специалистов муниципальных образований формировать необходимую отчетность, внедрять новые подходы к управлению местными бюджетами и имуществом.

В целях предупреждения наступления указанных неблагоприятных последствий планируется принять меры по своевременному доведению до органов местного самоуправления информации обо всех планируемых нововведениях, обучение специалистов органов местного самоуправления, распространение необходимых форм типовых документов и методических рекомендаций.


2.5. Повышение эффективности управления имуществом и реструктуризация государственного сектора

В настоящее время в Тверской области действуют 543 областных государственных учреждения (их количество начиная с 2004 года стабильно увеличивается) и 55 областных государственных унитарных предприятий (с 2004 года количество сократилось со 106 почти в два раза). В 28 акционерных обществах доля Тверской области составляет более 50 процентов.

Государственные унитарные предприятия Тверской области действуют в сферах строительства, полиграфии, сельского хозяйства, автомобильного хозяйства, бытового обслуживания, машиностроения, жилищно-коммунального хозяйства, медицинской промышленности, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта. В отношении двадцати четырех унитарных предприятий в настоящее время проводятся процедуры конкурсного производства; 5 унитарных предприятий находятся в стадии ликвидации.

Областные государственные учреждения функционируют преимущественно в социальной сфере, сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.

Существующая структура государственного сектора в Тверской области может быть оптимизирована с целью сокращения бюджетных расходов на его содержание и повышения эффективности его функционирования.

В целях создания возможностей для государственных учреждений Тверской области по привлечению доходов из внебюджетных источников при одновременном снижении ответственности Тверской области как собственника за результаты предпринимательской деятельности учреждений планируется провести работу по изменению типа ряда существующих бюджетных учреждений на автономные учреждения. Это позволит увеличить объемы средств, расходуемых из всех источников на создание материально-технической базы бюджетных учреждений и оплату труда их работников, но при этом будут сохранены возможности прямого воздействия государства в целях обеспечения прав и свобод граждан в сферах образования, здравоохранения, культуры и иных.

Предварять данную работу будет принятие областных правовых актов, необходимых для создания автономных учреждений, а также мониторинг состояния существующих учреждений с точки зрения наличия материальных и трудовых возможностей для осуществления деятельности в режиме автономного учреждения и вероятности предоставления ими услуг на платной основе.

Что касается деятельности государственных унитарных предприятий, то в Тверской области планируется продолжать работу по сокращению количества существующих унитарных предприятий путем их приватизации, реорганизации или ликвидации. Для повышения обоснованности принятия решений о целесообразности сохранения государственного унитарного предприятия в Тверской области планируется разработать набор соответствующих критериев сохранения государственных унитарных предприятий в данной организационно-правовой форме. При этом будут соблюдаться требования федерального законодательства о необходимости проведения обязательной оценки стоимости объектов в целях их приватизации, передачи в доверительное управление или аренду, продаже или ином отчуждении.

Альтернативный путь - реструктуризация бюджетного сектора путем ликвидации государственных учреждений и привлечения на их место негосударственных организаций - в связи с особенностями законодательства о приватизации и отраслевого законодательства на практике реализовать проблематично. При этом у государства в таком случае снижаются возможности беспрепятственно обеспечивать гражданам их конституционные права и свободы. В связи с этим альтернативные пути реструктуризации бюджетного сектора использовать не планируется.

Основные риски создания автономных учреждений заключаются в том, что данные учреждения не будут в достаточной степени готовы осуществлять деятельность в новых условиях, станут проводить рискованную финансовую политику, не сумеют обеспечить достаточный для их деятельности приток поступлений от оказания гражданам и юридическим лицам платных услуг, не сумеют наладить взаимодействие с поставщиками и подрядчиками, а также кредитными организациями. Во избежание подобных ситуаций планируется уделить большее внимание вопросам отбора бюджетных учреждений Тверской области, тип которых планируется изменить на автономные учреждения. Кроме того, после создания автономных учреждений планируется принять меры по установлению данным учреждениям государственных заданий и обеспечению необходимыми для их выполнения объемами бюджетного финансирования, а также систематически взаимодействовать с руководителями учреждений, создавая им возможности деятельности в новых условиях.

При этом у Тверской области сохраняются возможности принимать решения об изменении типа автономного учреждения на бюджетное учреждение, воспользоваться которыми планируется в случае наступления обозначенных рисков.


2.6. Оптимизация управления государственным долгом

В Тверской области проводится обоснованная политика заимствований, обеспечивающая удовлетворение потребностей областного бюджета в заемных средствах на максимально выгодных для Тверской области условиях. 
В структуру государственных долговых обязательств Тверской области входят кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Тверской области (около трети общего объема задолженности), государственные ценные бумаги Тверской области (около 40 процентов общего объема задолженности), предоставленные областью государственные гарантии (немногим более 20 процентов общего объема задолженности).

Уровень государственного долга Тверской области поддерживается в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации пределах.

В рамках управления государственным долгом с целью обеспечения потребностей Тверской области в финансировании при наименьших затратах в средне- и долгосрочной перспективе при разумной степени риска проводится мониторинг состояния финансовых рынков. Кроме того, в Тверской области разработана методология определения приведенной стоимости государственного долга Тверской области на основе ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В целях повышения обоснованности механизмов управления государственным долгом Тверской области применяются меры по внедрению механизмов оценки долговой нагрузки на областной бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств в среднесрочной перспективе (долговой емкости), в частности с использованием программного продукта.

Благодаря направленности действий органов государственной власти Тверской области на стабильное укрепление позиции Тверской области как надежного заемщика к настоящему времени созданы условия для существенного увеличения в будущем году и среднесрочной перспективе сроков заимствований и снижения процентных платежей по ним.

Администрацией Тверской области будет продолжена работа по привлечению государственных заимствований путем выпуска государственных облигаций Тверской области. Политика в области заимствований на рынке ценных бумаг будет строиться на основе его конъюнктуры, с учетом размера дефицита бюджета Тверской области.

В рамках реализации настоящей Концепции планируется обеспечить правовое закрепление применяемых механизмов оценки долговой емкости с учетом расходных потребностей и доходных возможностей областного бюджета Тверской области.

Риски для успешной разработки и практического применения рассмотренной методологии минимальны и могут быть связаны со сложностью агрегирования информации для оценки долговой емкости. В целях предупреждения их наступления на стадии разработки соответствующих правовых актов планируется более детально проработать вопрос об источниках необходимой информации.

В предстоящем году будет продолжен курс на умеренность и избирательность в предоставлении государственных гарантий Тверской области. При этом в связи с изменением в Бюджетном кодексе Российской Федерации регулирования вопросов предоставления государственных гарантий в рамках реализации настоящей Концепции предполагается внести необходимые изменения в действующее региональное законодательство.
Альтернативы изменения правового регулирования вопросов предоставления государственных гарантий Тверской области не существует, поскольку необходимость корректировки существующих норм диктует федеральное бюджетное законодательство.

Органы государственной власти Тверской области и в дальнейшем будут придерживаться политики безусловного исполнения обязательств перед кредиторами Тверской области в полном объеме и в установленные сроки. Управление государственным долгом будет осуществляться в условиях дальнейшего совершенствования механизмов управления государственным долгом, в том числе и в соответствии с международной практикой, с целью минимизации рисков для бюджета Тверской области. Планируется активизировать практику публичного раскрытия исчерпывающей информации о государственном долге Тверской области и действиях Администрации Тверской области в этой сфере.


2.7. Создание условий для роста налоговых поступлений в областной бюджет Тверской области

В последние годы объем поступлений доходов в областной бюджет Тверской области, в том числе объем налоговых доходов, демонстрирует стабильный рост. В структуре налоговых доходов областного бюджета Тверской области ведущее место занимают поступления по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций (в среднем доля поступлений по каждому налогу составляет свыше двадцати процентов от налоговых доходов областного бюджета).

Законом Тверской области от 19.06.2007 № 69-ЗО принята областная целевая программа «Обеспечение повышения собираемости налогов и эффективное взаимодействие с налоговыми и правоохранительными органами Тверской области» на 2007 год. Основная цель данной программы обеспечение повышения собираемости налогов и улучшение взаимодействия с налоговыми и правоохранительными органами.

Создание предпосылок для устойчивого развития области в средне- и долгосрочной перспективе, повышение ее финансовой самостоятельности невозможно без выработки механизмов стабильного поступательного развития налоговой базы Тверской области.

Упор планируется делать как на привлечение в Тверскую область крупных инвесторов, создание либо восстановление производственных мощностей, так и на поддержание развития малого предпринимательства.

Законом Тверской области от 04.05.2006 № 47-ЗО утверждена областная целевая программа «Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области на 2006-2008 годы», содержащая комплекс мер и мероприятий по поддержке малого предпринимательства, направленных на развитие рыночной инфраструктуры субъектов малого предпринимательства, системы финансово-кредитной поддержки малых предпринимателей, развитие форм и методов взаимодействия малых предпринимателей с органами государственной власти Тверской области, подготовку кадров для малого предпринимательства, создание положительного имиджа предпринимателей у населения Тверской области.

Реализация данной программы, ориентация на развитие новых сфер активности малого предпринимательства, организация системы мониторинга деятельности малых предприятий должны позволить добиться в среднесрочной перспективе положительных тенденций, включая рост объемов продукции и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства, и рост поступлений в бюджет от малого предпринимательства.

Что касается взаимодействия с иными организациями, то особый акцент планируется сделать на создание условий для роста прибыльности деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В частности, планируется принимать меры по установлению тарифов и надбавок по оплате жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ развития системы коммунальной инфраструктуры. Одновременно с увеличением тарифов будет проводиться работа по обеспечению материальной поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных услуг социально незащищенных слоев населения.

Кроме того, планируется провести работы, направленные на исключение случаев перекрестного субсидирования оплаты жилищно-коммунальных услуг, для чего планируется принять меры для того, чтобы тарифы для различных групп потребителей коммунальных услуг устанавливались без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей.

В рамках настоящей Концепции планируется принятие шагов технического характера, направленных на оптимизацию взаимодействия с налоговыми органами в целях повышения прозрачности и предсказуемости для органов государственной власти Тверской области ситуации с предоставлением отсрочек и рассрочек по налоговым платежам, а также для выработки обоснованных подходов к предоставлению налоговых льгот.

Основные риски реализации данной задачи связаны с неготовностью, нежеланием предприятий и организаций, инвесторов, малых предпринимателей активизировать свою деятельность на территории Тверской области.

В целях нивелирования данного риска будут приниматься меры по повышению информационной открытости деятельности органов государственной власти Тверской области по устранению административных барьеров, по созданию более прозрачных и предсказуемых условий для осуществления коммерческой деятельности на территории Тверской области.


2.8. Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и учреждений Тверской области

Устав Тверской области предполагает публичность и открытость нормотворческой деятельности в Тверской области в интересах общественности. Законодательному Собранию Тверской области, а также Губернатору Тверской области предоставлено право выносить на народное обсуждение важные вопросы и проекты нормативных правовых актов Тверской области.

Обсуждение вопросов и проектов нормативных правовых актов может осуществляться гражданами коллективно (на собраниях по месту работы и жительства) и индивидуально. Свои предложения граждане могут направлять непосредственно в Законодательное Собрание Тверской области, Губернатору Тверской области, а также в органы местного самоуправления, в областные и местные средства массовой информации, которые организуют освещение хода обсуждения вопросов и проектов актов.

Законодательный и исполнительные органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления проводят обобщение поступивших от граждан предложений, помещают в средствах массовой информации текущую и итоговую информацию о ходе обсуждения вопросов и проектов нормативных правовых актов.

Постановлением Администрации Тверской области от 27.09.2006 № 250-па «О Порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов Тверской области, вносимых Губернатором Тверской области в Законодательное Собрание Тверской области» был утвержден Порядок проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов Тверской области, вносимых Губернатором Тверской области в Законодательное Собрание Тверской области.

Кроме того, в 2006-2007 годах в Тверской области был предпринят ряд шагов по повышению открытости деятельности органов государственной власти Тверской области для общественности. В частности, были созданы сайты исполнительных органов государственной власти Тверской области в сети Интернет, организовано проведение общественной независимой экспертизы проектов социально значимых нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тверской области; переработан сайт, на котором в актуальном режиме вывешивается информация о размещении государственного заказа Тверской области.

Деятельность органов государственной власти Тверской области по реализации настоящей Концепции планируется сделать максимально прозрачной для общественности.

В этих целях планируется обеспечить публикации в средствах массовой информации и/или систематическое размещение на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Тверской области:

  • перечней государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Тверской области;
  • информации о потребности в предоставлении государственных услуг государственными учреждениями Тверской области;
  • информации об утвержденных стандартах качества государственных услуг и результатах оценки соблюдения данных стандартов; 
  • бюджетных (ведомственных) целевых программ и отчетов об их исполнении;
  • докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области и сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Тверской области;
  • утвержденных долгосрочных целевых программ Тверской области и отчетов об их реализации;
  • реестра расходных обязательств Тверской области;
  • информации аналитического характера и правовых актов, регулирующих вопросы финансирования временных кассовых разрывов;
  • информации о ходе работ по созданию автономных учреждений Тверской области (в том числе путем изменения типа существующих бюджетных учреждений Тверской области);
  • оперативной информации о ходе исполнения областного бюджета Тверской области, а также внесении изменений и дополнений в объемы доходов и расходов областного бюджета с указанием причин подобных изменений; 
  • информации о состоянии кредиторской задолженности бюджетных учреждений и унитарных предприятий;
  • информации о реализации инвестиционных проектов;
  • результатов публичной экспертизы проектов законов Тверской области в налоговой и бюджетной сферах;
  • сведений об установленном уровне платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, а также планируемых величинах тарифов на жилищно-коммунальные услуги на среднесрочную перспективу;
  • информации о реализации инвестиционных проектов (включая сведения об их бюджетной и социальной эффективности);
  • сведений о рассрочках, отсрочках налоговых платежей, предоставлении налоговых льгот по региональным налогам;
  • информации о результатах мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства; 
  • сведений об областной собственности, в частности – о результатах деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществах, доли уставного капитала которых принадлежат Тверской области;
  • информации о государственных долговых обязательствах Тверской области;
  • информации о межбюджетных трансфертах (в частности методологии и результатов распределения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области, а также сведений о временных кассовых разрывах местных бюджетов);
  • сведений о результатах мониторинга оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований.

Кроме того, планируется на систематической основе осуществлять публичное освещение хода проводимой реформы региональных финансов Тверской области.

В рамках реализации настоящей Концепции будет проводиться работа по организации и осуществлению публичной независимой экспертизы проектов законов Тверской области в области бюджетного и налогового законодательства Тверской области.

Непринятие мер, способствующих повышению прозрачности деятельности органов государственной власти Тверской области по реформированию региональных финансов, не позволит обеспечить достаточной поддержки принимаемых мер со стороны населения, органов местного самоуправления, организаций коммерческого сектора.
Альтернативой может являться лишь использование иных средств массовой информации для доведения информации до организаций и населения (например, радио и телевидение). Однако учитывая, что реализация реформы предполагает разработку большого количества документов и интерес представляют именно закрепляемые в них нормы, активное использование средств массовой информации, не обеспечивающих заинтересованных граждан и организации текстовыми материалами, не будет являться превалирующим в работе по повышению информационной открытости реформы.

К основным рискам реализации рассматриваемой задачи относится недостаточная отработанность технологии формирования исполнительными органами государственной власти Тверской области удобных для восприятия потребителем информационных материалов, а также низкая активность граждан и организаций в использовании размещаемой информации.

В целях минимизации указанных рисков планируется разработать процедуры и форматы размещения необходимых сведений в средствах массовой информации, а также принять меры по оповещению заинтересованной общественности о том, что подобная информация размещается публично и доступна для изучения.



Последнее обновление ( 29.01.2010 г. )
 
 
 
 
 
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

170100, Тверь, ул. Советская, 23
Телефон: (4822) 34-20-73
Факс: (4822) 35-69-65

E-mail: depfintver@tverfin.ru
 
 
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)